Russian Qt Forum
Апрель 26, 2024, 18:50 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
 
  Начало   Форум  WIKI (Вики)FAQ Помощь Поиск Войти Регистрация  

Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Ускоряем отладку и прототипирование мобильных QML-приложений на живом устройстве  (Прочитано 5428 раз)
kafeg
Гость
« : Октябрь 04, 2015, 19:06 »

Привет.

Хочу поделиться простым способом оптимизации своего рабочего времени при разработке QML приложений под Android/iOS/Embedded.

Возможно, сказанное мной кому-то покажется бояном, но пока про такой элементарный метод нигде не читал.

Суть проблемы - при разработке, отладке или прототипировании любого мобильного приложения на любом языке мы как правило всегда проходим одни и те же этапы: правка кода, деплой, запуск. И так до бесконечности. В случае с мобильной разработкой, этап деплоя кода может растянуться на внушительное время - от 2 до 10 минут, в течение которого заниматься в общем-то нечем. Возможно для кого-то это и хорошо, но точно не для тех, кто ценит своё время. В общем, думаю, не только меня выбешивает такое положение вещей ;-)

Ситуация усугубляется для нативных средств разработки, к примеру, под Android, где нам всегда , без вариантов нужно перекомпилировать Java-код перед следующим запуском на устройстве.

Qt на первый взгляд обладает той же проблемой - каждый новый билд проекта также деплоится на устройство продолжительное время. Вот только есть одна особенность - мы ведь можем писать приложения не на Qt/C++, а на чистом QML. В этом случае, если мы не меняем логику в C++ части приложения, нам ничего не нужно компилировать под целевую платформу. А значит - было бы круто просто обновлять набор qml файлов приложения и перезапускать приложение на устройстве. Ведь экономия времени на 10 запусков составила бы не менее часа!

Зачем ещ может понадобиться такой функционал? Ну например:
— позиционирование и масштабирование элементов на нескольких устройствах с разными разрешениями и размерами экранов;
— прототипирование пользовательского интерфейса в нескольких вариантах для сравнения юзабилити на реальных устройствах;
— вызов платформозависимого кода, недоступного в Windows. Например то, что раньше называлось Qt Mobility — доступ к местоположению, сенсорам (гироскоп, акселерометр и другие), блютуз, NFC.
— тестирование своих библиотек. Например я сейчас пилю новую версию своей библиотеки AdCtl (https://github.com/kafeg/adctl) где будет возможность авторизации через GPlay и привязка к рейтингам игроков и ачивкам.

Это то что вспомнилось сразу. Наверняка у каждого девелопера есть ещё куча причин тестировать функционал на конечном устройстве.

Ну что ж, раз есть потенциальная возможность - грех ею не воспользоваться. Проверял на текущей версии Qt 5.5, но думаю метод должен работать и на предыдущих версиях, вплоть до 5.0, а возможно и на 4.8

Начав рыть информацию на тему, я во первых наткнулся на когда-то подававший надежды проект QML Live Preview (статья на хабре http://habrahabr.ru/post/142090), который позволял разработчикам запускать режим отладки в Qt Creator, на лету изменять код и видеть свои правки на устройстве. Это было волшебство и то что мне нужно, вот только данный модуль Qt Creator-а исключили из общей кодовой базы (ссылка на коммит: https://github.com/qtproject/qt-creator/commit/fe1cf36e1f1dfcfc7231bef84cd5e167f9058748). Может быть Digia что-то мутит и перенесла его в коммерческую версию, а может он был нестабилен. Не знаю. Главное - что его больше нет.

В общем пришлось искать обходной путь. Он нашёлся в на странице (http://doc.qt.io/qt-5/qtqml-documents-networktransparency.html) документации Qt, где рассказывается о такой теме, как сетевая прозрачность при загрузке ресурсов. Идея в том, что Qt и QML приложение пофигу, откуда загружать QML файлы и ресурсы типа шрифтов, изображений и прочего. Источником может быть локальный диск, ресурсы Qt (qrc), smb-шара или http-сервер.

Идея реализации возникла мгновенно! Разворачиваем на локальной машине HTTP-сервер, корневой директорий которого будет наш проект, меняем сценарий загрузки ресурсов в C++ части приложения, проверяем работоспособность на десктопе, собирает под мобилку, проверяем работоспособность на мобилке, радуемся!

Полное описание алгоритма:
1) Убеждаемся что наш ПК и устройство находятся в одной локальной сети.

2) Приводим проект к требованиям Qt Network Transparent и определённому шаблону:
- все ресурсы в каталоге <root>/assets;
- все qml файлы в каталоге <root>/qml;
- внутри каталога qml структура файлов каталогов должна быть максимум двухуровневой;
- все включения типа import "dir" приводим к виду import "dir" ad Dir;
- все обращения к компонентам в поддиректориях приводим от вида MyComp { ... } к виду Dir.MyComp { ... };

3) Скачиваем, настраиваем и запускаем nginx. В настройках по умолчанию нужно поменять всего два параметра - порт и root каталог. Затем запускаем nginx. Пример:
Код:
server {
        listen       8085;
...
location / {
            root   D:/Dropbox/work/anyway;
4) В файле main.cpp в месте загрузке qml-файлов меняем логику на следующую:
Код:
    bool qmlDebug = true;

    QString url = "http://192.168.1.22:8085/";
    QString qmlLoadPrefix;
    QString assetsLoadPrefix;

    if (qmlDebug) {
        qmlLoadPrefix = url+"qml/";
        assetsLoadPrefix = url+"assets/";
    } else {
        qmlLoadPrefix = "qrc:/";
        assetsLoadPrefix = "qrc:/";
    }

    engine.rootContext()->setContextProperty("qmlLoadPrefix", qmlLoadPrefix);
    engine.rootContext()->setContextProperty("assetsLoadPrefix", assetsLoadPrefix);

    engine.load(QUrl(qmlLoadPrefix+"main.qml"));
Здесь мы задаём URL нашего ПК в локальной сети, а также две переменные qmlLoadPrefix и assetsLoadPrefix. Как не сложно догадаться это просто префиксы для доступа к ресурсам и qml-файлам приложения в зависимости от текущей конфигурации приложения. Так во время активной фазы разработки мы сможем быстро загружать требуемые ресурсы через http, а при выпуске приложения - загружать всё из файлов ресурсов самого приложения.

5) Ну и последний шаг - меняем все вхождения типа "qrc://myImg.png" на assetsLoadPrefix+"myImg.png" во всех qml файлах проекта.

Вот собственно и всё. Осталось отметить, что теперь запускать приложение для отладки нужно не с помощью большой зелёной кнопки "Play" на левой панели инструментов Qt Creator, а используя маленькую кнопку "Play" на нижней панели инструментов в разделе "Вывод приложения". Правда, эта кнопка будет недоступна сразу после запуска Qt Creator и нужно будет запустить приложение впервые по старинке, но затем достаточно пользоваться только её. При этом в лог Qt Creator всё также будут сыпаться все необходимые debug сообщения, а если Вам понадобится полноценная отладка, то и она будет работать в штатном режиме.

Конечно, это не ахти какой хак и он всё равно не спасёт от пересборки приложения при написании C++ кода, но даже в таком виде мы получаем гораздо больше удобства при разработке приложений под любую из платформ.

Предлагаю в комментариях поделиться своими мыслями и предложениями по поводу ещё большей оптимизации процесса разработки Qt-приложений и их преимущества перед нативными приложениями для iOS и Android.

UPD: Ещё ссылочка в тему http://www.slideshare.net/jeremylaine/serving-qml-applications-over-the-network
« Последнее редактирование: Октябрь 04, 2015, 20:05 от kafeg » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Страница сгенерирована за 0.049 секунд. Запросов: 20.